Турецкое Средиземноморье — Культура


Средиземноморское побережье Турции изобилует свидетельствами культуры различных народов, населявших Малую Азию, - от хеттских наскальных рельефов II тысячелетия до н.э. до современных турецких мечетей.

Древняя история и ранние государства

О значении Малой Азии для мировой культуры свидетельствуют находки, сделанные в неандертальской пещере близ Караина к северу от Антальи. Поселение мелового периода вскрыто раскопками близ Мерсина, к бронзовому веку относится нижний ярус Трои. Результаты исследований показывают, что методы одомашнивания животных, возделывания пашни и обработки металлов пришли в Европу из Малой Азии.

Хетты: Первое крупное государство на земле Анатолии основали хетты, о которых теперь напоминают только прибрежные наскальные рельефы близ Манисы, неподалеку от Карабеля к востоку от Измира и в Сиркели на Джейхане к востоку от Аданы. Дворец более позднего периода (около 800г. до н.э.) обнаружен в Каратепе к северу от Османие. Сохранившиеся рельефы и скульптуры (в музее Аданы) являются документальным свидетельством высокого развития искусства этого народа, а найденные в Малой Азии глиняные таблички подтверждают наличие у него ранней письменности

Фригийцы/лидийцы: От этих государств, существовавших до нашествия персов в VIв., сохранились только погребальная утварь и керамика. Но известно, что лидийцы при царе Алиатте и сказочно богатом Крезе начали чеканку монет и «изобрели» деньги. Лидийское государство в 546г. до н.э. было покорено персами, которые к 336г. до н.э. господствовали уже во всей Малой Азии Однако они оставили после себя лишь мелкие предметы — печати, монеты, украшения.

Ликийцы: Они населяли побережье Средиземного моря между Фетхие и Антальей — загадочный народ, который, как и греки, жил городскими общинами Сохранились ликийские гробницы. Расцвета Ликийское государство достигло под влиянием греков в V и IV вв. до н.э.

Карийцы: Карийцы, когда-то жившие в районе нынешней Муглы на эгейском побережье, — также малоизученный народ. Их письмена до сих пор не удалось расшифровать. После заката микенской культуры они заселили острова восточной части Эгейского моря, однако свидетельств сколько-нибудь крупных карийских построек раннего периода не обнаружено. Неподалеку от Бодрума недавно обнаружена гробница карийской царицы; после сложной реставрации находки, сделанные здесь, стали экспонатами музея в Бодруме. В Бодруме, который тогда назывался Галикарнасом, находилось и самое известное сооружение карийцев — мавзолей правителя Карий и персидского сатрапа Мавсола — одно из семи чудес света.

Греки

Еще в древности, начиная с Xв до н.э., греки (эолийцы, ионийцы) стали основывать колонии на берегах Эгейского, а с VIIIв. до н.э. также и Средиземного моря (дорийцы). Как мореплаватели они испытывали на себе влияние восточных культур (ассирийцев, египтян, финикийцев), что нашло отражение в развитии греческого искусства. Если от древнего (700—500гг. до н.э.) и классического (500—400гг. до н.э.) не сохранилось ничего, кроме остатков фундаментов, то эпоха эллинизма, когда в огромной империи Александра Македонского происходило слияние греческой и восточной культур (350-100гг до н.э.) оставила о себе больше свидетельств. В этот период были заново отстроены города Милет и Приене. Одним из превосходных памятников скульптуры является знаменитый пергамский алтарь. Другие сооружения этого периода находятся в Книде близ Мармариса, а также в Дидыме или Ольвии/Диокесарии близ Силифке.

Римляне

Большая часть античных построек на побережье Малой Азии относится к римскому периоду. Римские города Малой Азии пережили период расцвета в первые два столетия после Рождества Христова. Строились роскошные улицы и монументальные театры, акведуки и бани (термы). Хорошая сеть дорог, от которой остались используемые еще и сегодня мосты, позволяла освоить страну. Величественные сооружения сохранились в Пергамоне, Эфесе, Милете, Афродисии, Иераполисе, Сиде, Аспенде и Термесосе.

Византийцы

Сколько-нибудь значительные постройки византийского периода на турецком побережье Средиземного моря почти не встречаются. Только городские укрепления, защищавшие Византию от набегов мусульман (арабов, персов, турок), и руины монументальных базилик свидетельствуют об этой эпохе и о значении христианства в Византийской империи.

Ко времени правления великого императора Юстиниана I относится частично восстановленная базилика Св.Иоанна недалеко от нынешнего города Сельчук. В поздневизантийский период построены многочисленные замки (например, в Бодруме, Симене близ Каша, Анамуре и Корикосе близ Силифке). Однако часто их сооружали не сами византийцы, а рыцари-крестоносцы.

В период крестовых походов на южном побережье Малой Азии стало появляться все больше европейцев. На рубеже XI и XII вв. в Киликии образовалось самостоятельное армянское государство Багратидов (Руменидов), провозглашенное в 1198г. царством и просуществовавшее в течение трех веков. Рыцарский орден иоаннитов из своей резиденции на острове Родос до 1522г. контролировал морской путь вдоль побережья до Кипра. С той поры до настоящего времени сохранилось много рыцарских замков.

Турки

Племена тюркских кочевников уже в конце первого тысячелетия новой эры стали продвигаться из центральной Азии на запад, в VIIIв приняли ислам и в качестве наемников сражались в войсках багдадского халифа.

Сельджуки: Когда династия сельджуков к 1071г. овладела большими частями Малой Азии, она основали свое государство в центральной Анатолии. До 1250г. сельджуки совершали многочисленные набеги из Коньи на прибрежные города. От этого периода сохранились прежде всего монументальные караван-сараи с величественными порталами, а также минарет Йивли в Анталье и антальская цитадель. При сельджуках происходило слияние арабско-восточной культуры с древне-тюркскими традициями.

Османы: Во времена правления династии Османов сельджукское искусство продолжало развиваться, однако после покорения Константинополя и расширения империи усилилось влияние византийской, славянской, персидской и египетской культур Система «отбора мальчиков» (девширме), при которой христианские дети привлекались на воспитание ко двору султана и становились в дальнейшем солдатами, архитекторами и управителями, вытеснила тюркских кочевников на второстепенные роли. Всемирной известности достигла османская архитектура благодаря купольным мечетям, которые строились по образцу собора Св.Софии в Константинополе (нынешнем Стамбуле). Однако на средиземноморском побережье подобных построек почти нет. Среди немногих — мечеть Мурада в Манисе с ее великолепными изникскими изразцами. В османский период под влиянием персов окончательно закрепился орнаментальный мотив восточных ковров. Высокого уровня достигло искусство каллиграфии, прекрасные образцы которого можно увидеть в музеях Измира и Антальи. В орнаменте шрифтов заметно влияние арабского искусства.

Турецкая культура сегодня

Для культуры современной Турции характерно едва заметное на первый взгляд разделение. Известные на Западе авторы и кинодеятели, как, например, Йилмаз Гюней, в Турции не пользуются популярностью. Излюбленным жанром в стране являются телевизионные спектакли или фильмы самого примитивного содержания. А весь книжный рынок Турции не идет в сравнение с числом публикаций, например, одного крупного агентства. То, что в одном только Берлине издается больше литературы на турецком языке, чем во всей Турции, объясняется унаследованным еще от османского периода недоверием властей к интеллигенции и сохраняющейся до последнего времени строжайшей цензурой.

Когда-то, находясь в эмиграции в СССР, Назым Хикмет опубликовал список преследуемых в Турции писателей. В нем упоминались произведения самых различных авторов и жанров от Карла Мая и Генри Миллера до Библии! Между литературными призами и тюремной решеткой маневрируют или маневрировали даже самые известные писатели Турции. Яшар Кемаль, который за критическую статью против существующего режима был вынужден предстать перед судом, или умерший в 1995г. сатирик Азиз Несин, который опубликовал фрагменты из книги Салмана Ражди «Сатанинские стихи», ставшей причиной фундаменталистской бойни в Сиве в 1993г. и стоившей жизни 37 писателям. Самому Азизу Несину тогда едва удалось спастись. Те немногие, кто еще продолжает писать, среди них Сайт Фаик и Яшар Кемаль, рассказывают о жизни простого народа в годы произвола великих правителей или, как Латиф Текин, Ферит Эдгю и Арас Ерен, — о нынешних противоречиях между традицией и современностью.

Зато по-настоящему интересна местная музыкальная жизнь. Турецкая поп-музыка, т.е. вполне приемлемые для западного слушателя восточные мелодии в современной аранжировке, слышны повсюду — в автобусе, ресторане, на пляже, в дискотеке. Фестиваль популярной песни, проводимый каждое лето в Стамбуле, всякий раз открывает новые имена.